2019
январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Анализ следствия в отношении ZUFFA по делу о нарушении антимонопольного закона

Опубликовано 10 июня 2011 года.

Распространение получил слух, гласящий о том, что ZUFFA стала предметом расследования о нарушении законов об антимонопольном ведении бизнеса, проводимого Федеральной Торговой Комиссией (FTC) США

Стоит сразу оговориться: если FTC на самом деле ведет расследование, то оно ведется на частном уровне и его детали почти наверняка не станут известны общественности до самого последнего момента, когда все процедуры следствия будут завершены с положительным или отрицательным результатом.

Обзор ZUFFA, LLC.

Вот общеизвестные неоспоримые факты: ZUFFA является корпорацией со штаб-квартирой в Неваде, которой владеют братья Лорензо и Фрэнк Фертитта, а управляет президент Дэйна Уайт. После приобретения местечковой компании за $2 миллиона в 2011 году ЗУФФА выросла до крупнейшей организации мира, проводящей турниры по правилам смешанных единоборств. Компания владеет и управляет промоушнами Ultimate Fighting Championship (UFC) и Strikeforce. Последняя организация была приобретена в марте текущего года. Список других организаций, перекупленных ЗУФФА, включает World Fighting Alliance (2006), Word Extreme Cage Fighting (2006), Pride Fighting Championship (2007), International Fight League (2008). Также ЗУФФА сыграла ключевую роль в росте и падении Affliction (2009).


Монополия

UFC является неоспоримым лидером среди ММА-промоушнов, поэтому достаточно быстро на ум любому обозревателю приходит слово "монополия". Из определения понятия следует, что монополия является таковой, когда лишь одна экономическая единица производит определенный продукт или поставляет специализированные услуги. До приобретения Strikeforce речь возможно могла идти об олигополии, которая проявляется, когда несколько компаний делят пальму первенства на рынке. Strikeforce, без сомнения, второй крупнейшей компанией после ЮФС, но теперь, когда СФ перестала существовать в качестве независимой единицы, почти невозможно утверждать, что оставшиеся организации представляют какую бы то ни было конкурирующую единицу против ЗУФФА.

Президент ЮФС Дэйна Уайт заявляет: "Конкуренция будет всегда. Еженедельно будут происходить многочисленные турниры по всему миру."

Уайт прав в том, что в мире устраивается много турниров по миксфайту. Однако вопрос состоит в том, могут ли остальные организации считаться конкурентноспособными в сравнении с машиной ЗУФФА.

Есть несколько механизмов для начала расследований, которые проводит FTC, включающие ответ на жалобы, исходящие от бизнеса или потребителей рассматриваемых товаров, уведомление о скором слиянии, запросы от Конгресса, статьи в СМИ и так далее. В соответствии с пунктом номер 3 Свода Законов о Честной Торговле, FTC рассматривает несколько факторов, чтобы определить, идет ли в конкретном случае речь о возникновении монополии.

Первый фактор это доля на рынке, которой обладает организация. Если взглянуть на продажи просмотров турниров по системе PPV на рынке MMA или же продажи билетов на живые шоу, нелегко будет назвать хотя бы одного конкурента для ZUFFA. Имея в районе 300 бойцов на контрактах, можно с уверенностью заявить и о львиной доли спортсменов во владении ZUFFA, однако все зависит от того сколько из существующих многочисленных региональных организаций можно принять во внимание, рассматривая вышезаявленный вопрос. Подавляющее большинство фанатов и работники индустрии согласятся с тем, что следующей крупной организацией является Bellator, но и он существенно отстает от ЮФС и Страйкфорс даже если не рассматривать эти организации как единое целое.

Детальный анализ рынка довольно сложен из-за своей неструктурированной природы. К примеру, ЗУФФА без сомнения доминирует во многих областях, но в области трансляций бесплатных боев в прямом эфире ЗУФФА не держит единолично пальму первенства. Турниры Bellator можно смотреть бесплатно на MTV2, турниры Shark Fights на Fuse, Showtime транслирует турниры M-1 Global, канал HDNet транслирует турниры нескольких организаций, таких как Dream и Titan FC, есть и другие каналы, которые уменьшают долю ЗУФФА на рынке бесплатных прямых трансляций. Нам доподлинно неизвестно, какие именно области ведения бизнеса будут приняты во внимание в рамках расследования.

Среди прочих факторов, упомянутых в третьем пункте, есть возможность замены конкретного товара или услуг, учитывая время и место. Сможет ли другая организация прийти в Лас-Вегас и провести успешное шоу в Mandalay Bay без вмешательства и противоборства со стороны ЗУФФА? Кто-то может предположить, что возможно существует специфический контракт, который запрещает этому помещению проводить сторонние турниры по миксфайту, да и просто приятельские отношения между партнерами. Все мы помним безуспешные попытки Affliction провести второе шоу в Лас-Вегасе и чем это закончилось. Разумеется, Лас-Вегас - родная территория ЮФС, но в других точках мира должна быть вероятность успешного замещения продукта, чтобы удовлетворить и этому фактору. Можно принять во внимание, что Bellator, Cage Fury Fighting Championship (CFFC) и UFC поочередно успешно проводили турниры в таких местах США как Атлантик-сити и Нью-Джерси.

Способность организации влиять на ценообразование на конкретном рынке также может быть фактором, с которым нужно считаться. Есть еще и проблемы, не позволяющие или затрудняющие выход новых компаний на данный рынок.

Лорензо Фертитта: "Конкуренции у нас хоть отбавляй, нет никаких препятствий для выхода на рынок. Любой кто захочет войти в бизнес, может просто подать заявку на получение лицензии, вложить определенную сумму денег, подписать несколько бойцов и договориться с телекомпанией. Этот рынок открыт для любого желающего."

Хотя слова Фертитты верны, нельзя забывать и то, что под флагом ЗУФФА выступают около 300 спортсменов, а все они имеют страховку от несчастного случая, что является одним из положительных моментов работы на эту организацию. Для любой новообразованной организации это будет слишком большим примером, чтобы хотя бы попытаться равняться на него, не говоря уже о конкуренции. Цена выступлений бойцов не единственный пункт для внимания. Есть еще и цены на билеты - даже если ЗУФФА снизит билеты для зрителей до 10 долларов, она все равно компенсирует снижение прибыли за счет продаж pay-per-view. Попробуйте назвать хотя бы одну компанию на рынке ММА, которой под силу повторить это?

Последний из ряда наиважнейших факторов это статус импорта / экспорта товаров и услуг. Перед каждым последующим турниров ЮФС объявляется во всеуслышанье, что шоу можно будет смотреть в 130 странах и на 20 языках. Больше деталей не нужно.

Лорензо Фертитта продолжает: "Мы бы не стали проводить никаких инноваций, если бы констатировали несправедливый контроль рынка. Есть тысячи и тысячи всевозможных промоушнов, поэтому для бойцов сохраняются тысячи вариантов трудоустройства. Дело лишь в том, что благодаря проделанному нами за 10 лет объему работы мы являемся самой успешной организацией."

 

Неправомерное вмешательство

По неподтвержденному слуху FTC отдельное внимание уделяет возможности применения санкций против ЗУФФА при условии доказательства случаев незаконного вмешательства со стороны организации. Обвинения могут делиться на две категории. Первая касается контрактов, а вторая - действий по отношению к конкурентам. Чтобы добиться успеха в обвинении ЗУФФА во вмешательстве в чужие контракты, FTC придется доказать, что ЗУФФА склоняла партнеров нарушать подписанные контракты или мешала им выполнять свои обязательства. Для этого ЗУФФА должна была знать детали текущих сторонних контрактов своих партнеров. Подавление конкуренции означает в данной ситуации, что ЗУФФА проводила определенные действия с целью помешать конкурентам вести свой бизнес.

Каждый отдельный момент ведения бизнеса ЗУФФА является отдельным предметом разговора, но, что касается недавнего приобретения конкурирующей организации, на официальном уровне не было никакого враждебного настроя.

Бывший президент и нынешний главный менеджер Страйкфорс Скотт Кокер: "Я всегда испытывал уважение к ЗУФФА. Я знаю как сложно быть успешным в том, что они делают. Я могу лишь только представить как тяжело им было добиться того, что они сумели достичь за эти годы. Они ведут бизнес по всему миру. У них есть многочисленные телевизионные контракты. Наши отношения всегда были добросердечными. У меня никогда не было проблем с Дэйной, и я думаю, что он вам скажет то же самое. Это обоюдное уважение. Он очень многого достиг. Теперь мы в одной команде и работаем вместе."

Однако отсутствие враждебности нельзя констатировать во всех случаях приобретений со стороны ЗУФФА. Один наиболее примечательный пример имел место во время пробретения PRIDE, вскоре после чего последовали обвинения в искажении намерений и нарушений подписанных соглашений, когда ЗУФФА распустила офис и уволила всех работников PRIDE, фактически прекратив жизнь этой японской организации.


Нарушение антимонопольного закона

Итак, насколько велика вероятность того, что FTC признает вину ZUFFA в нарушении антимонопольного закона? Пример 1990 года (Соединенные Штаты против компании Syufy Entertainment) говорит, что шансы невелики. Syufy Enterprises, располагавшаяся в Лас-Вегасе кинокомпания, выкупила почти все кинотеатры в городе за исключением одного кинотеатра, показывавшего преимущественно фильмы не первой свежести. Слушание длилось почти 9 дней. В результате суд постановил, что в городе не существовало препятствий для открытия новых кинотеатров. Прецедент схож с ситуацией вокруг ЗУФФА в том, что владельцы конкурирующих кинотеатров не понесли прямых потерь в результате финансовых трансакций, также не жаловались и выкупленные конкуренты, потому что полученные чеки содержали достойную сумму. На данный момент зрители как ЮФС, так и Страйкфорс продолжают получать продукты того же качества, что и до слияния, а бывший президент Кокер на людях оставляет лишь позитивные комментарии.

Разница в том, что расследование действий Syufy было санкционировано Министерством Юстиции США, а дело ЗУФФА ведет Федеральная Торговая Комиссия. Если Министерство Юстиции действует в соответствии с уголовным кодексом и принимает решения на соответствующем уровне, то FTC имеет право действовать лишь с гражданской позиции без возможности юридического преследования и санкций.

Так или иначе, на сегодня ЗУФФА явно не планирует снижать обороты в ближайшее время.

Дэйна Уайт: " Мы занимаемся тем, что продолжаем расти и помогать расти спорту. Нам нужно больше бойцов. Мы проводим многочисленные турниры и шоу в США, но также мы выходим на новые рынки, поэтому нам нужно больше спортсменов. Дело не в конкуренции, а в росте спорта."

Автор: Михаил Мазур

Комментарии

Вспомнить пароль   Регистрация